Родительский дом иначе родовое гнездо — это не просто место, где мы живем. Это пространство, которое несет в себе нашу историю, культуру и традиции. Это дом, в котором мы растем, развиваемся и создаем воспоминания с нашими близкими. Мое родовое гнездо — это то место, куда всегда хочется вернуться, даже если на какое-то время мы уходим в поисках приключений.

Что скрывается за родительским домом?
- Эмоциональная связь: Родовое гнездо — это место, где мы чувствуем себя в безопасности. Здесь мы можем быть самими собой, делиться своими переживаниями и радостями. Эмоциональная связь с домом помогает нам справляться со стрессом и трудностями.
- Передача традиций: в родовом гнезде формируются традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это может быть что угодно: от семейных рецептов до праздников и обычаев. Создание и сохранение традиций помогает укрепить связь между поколениями.
- Творческое пространство: Родовое гнездо — это также место, где мы можем проявлять свою креативность. Будь то уютный уголок для чтения, мастерская для творчества или просто место для семейных встреч — важно, чтобы в вашем доме было пространство для самовыражения
Содержание
- Русские избы
- Родовое гнездо — бойкое место
- Строительство нового дома
- Родовое гнездо — подводные камни
- Заключение
Русские избы
Издавна на Руси избы строились как полуземлянки, то есть дома с бревенчатым срубом, основная часть которых возвышалась над землей. Русские избы — это не просто жилище, это родовое гнездо и целый мир, в котором жили наши предки. Внутри избы царила особая атмосфера уюта и тепла, а ее устройство было продумано до мелочей. Избы стали вдохновением для художников, писателей и музыкантов. В них отражены ценности, которые мы можем перенять у наших предков: любовь к семье, уважение к традициям и природе.
Со временем типичные жилища у крестьян стали выглядеть как простой деревянный сруб, у которого даже фундамент был сделан из древесины. На Руси первые избы появились как четырехстенные. Они были всего 5-6 метров в длину и ширину, а площадь была маленькой и составляла 25-35 квадратных метра. Обычно в избе не было разделения на комнаты. Позднее появились избы-пятистенки с пятой стеной, разделяющей жилище на две части.
С давних времен русские избы были «курные», то есть отопление осуществлялось «по-черному». При этом дым из печки выходил прямо в жилое помещение и, расстилаясь по потолку, вытягивался в волоковое окно с задвижкой и уходил в деревянный дымоход, называемом дымником. Постепенно такие жилища стали вытесняться избами с русской печкой и трубой дымоотвода в них. Они топились уже «по-белому», потому что уходил через трубу наружу, а не стелился по потолку.
Избы строились в основном с двускатной крышей. Эти простые, но удивительные постройки не только отражают архитектурные традиции, но и являются настоящими хранителями истории и быта наших предков. Здесь они отмечали праздники, проводили вечера с песнями и сказками, и, конечно же, собирались за столом, где всегда было много вкусной еды. В них процветало трудолюбие, терпение и гостеприимство.
Сердцем славянского жилища считалась русская печь, которая возводилась из камня или кирпича. Она занимала центральное место в доме, служила не только для приготовления пищи, но и для отопления. Вокруг нее кипела вся жизнь крестьянской семьи. Русская печь олицетворяла место отдыха малолетних детей и престарелых членов семьи. Каждая семья имела свои обычаи и традиции, которые передавались из поколения в поколение.

Село Саитовка ничем не отличалось от множества деревень России, где церковь была даже деревянной. В то же время особого внимания заслуживают три сооружения, которые в деревне были построены из кирпича. На окраине деревни в балке Крутой бык когда-то имелся небольшой кирпичный заводик для обжига кирпича, так как он требовался для кладки в избах русских печей. Вполне возможно, что его продукция была использована и для возведения этих сооружений.
Учитывая мощность деревенского кирпичного заводика можно предположить, что он был не в состоянии поставлять кирпич в нужном количестве. Поэтому, скорее всего, для возведения объемных кирпичных сооружений использовался привозной кирпич из Починок, где было налажено крупное кирпичное производство.
Один из кирпичных домов был построен в южной части деревенской площади и вначале использовался как питейное заведение. Он имел толстостенные подвалы для хранения вина и других продуктов. При Советской власти этот дом использовался в качестве сельского клуба. Позднее сверху кирпичной коробки был надстроен второй этаж, второй использовался в интересах школы и назывался «голубятней».
Другой дом, находящийся на центральной улице недалеко от Прудка в сторону Конца, известен как «каменный». В нем проживало, по-видимому, более одной семьи. И, наконец, в Завраге имелся кирпичный амбар, принадлежащий деревенскому священнику. Кстати, наверное, по этой причине и балку возле него жители стали называть Поповской. Остальные сооружения в Саитовке были деревянными, через несколько десятков лет они ветшали, постепенно приходили в негодность и требовали замены.
Правда, уже в хрущевские времена было принято решение построить на месте сгоревшей церкви в центре села просторный клуб из кирпича. В строительстве клуба принимал активное участие Борис Галкин, который был его же архитектором и проектировщиком. Какие-либо специальные знания у мужика «от сохи» отсутствовали, поэтому здание приняло окончательный вид большого сарая с несколькими дверьми, окнами и двускатной крышей.
Родовое гнездо — бойкое место
К середине 19 века в русской деревне установился свой «типичный вид» селения, вытянутого в длину по одну или обе стороны дороги. При этом центральное место
отводилось деревенской площади, которая в Саитовке смыкалась с главной улицей. Площадь представляла собой незастроенное пространство, доступное для проведения различных общественных мероприятий и церемоний. В славянских поселениях придавал ей характерную особенность православный храм.
Деревенской площадь — это самое бойкое место, где неизменно кипела жизнь и толклось много народа, где сталкивались разные интересы, идеи и эмоции. Бойкое место всегда относили к центру социальной жизни, откуда разлетались разные новости и вести. Такое место обычно никогда не бывало пустым и притягивало людей. Оно создавало свежий прилив энергии и вдохновляло на новые дела и свершения.
Центральная улица Саитовки в восточном и северном направлении от площади раздваивалась на две улицы: Шихан и Куточек. При Советской власти края деревенской площади обрамляли сельский клуб, контора колхоза, магазин, сельский совет и школа. В последнее время рядом со школой было построено новое здание, в котором обосновался сельский магазин, а на его месте сейчас присутствует здание правления.
Школьный двор вплотную примыкал к Стойке, где содержались лошади и противопожарное оборудование. Отдельно на специальном приспособлении был подвешен большой колокол. Он перешел по наследству от сгоревшей церкви и служил набатом для жителей деревни. Возле Стойки в избе-пятистенке располагался фельдшерский пункт и сельсовет, а немного далее почта. От почты и стоящей чуть в отдалении избы писаря начиналась улица Куточек.

По южной части земельный надел писаря граничил со Стойкой и школьным двором. Между школьным двором и Стойкой имелся небольшой проход, которым вовсю пользовались жители соседней улицы Шихана. После уборки картофеля, чтобы сократить свой путь при походе в магазин они посреди земельного участка натаптывали проторенную дорогу. Ближе к весне она превращалась в твердый наст, который всякий раз приходилось нашей семье вскапывать и разбивать земляные комья вручную.
Строительство нового дома
Мое родовое гнездо опиралось на деревянное жилище писаря, стоявшее не один десяток лет на бойком месте, перестало стойко сопротивляться невзгодам погоды. Как говорят, не все вечно под Луной! Покосившаяся старая изба с каждым годом ветшала все больше и больше. Проводимый год от года ремонт стал напоминать нечто припарки для мертвого. Поэтому перед родителями давно возникла насущная потребность в возведении для семьи нового жилища. На фоне ограниченных материальных средств им пришлось принимать нелегкое решение.

Отец, имея неплохие навыки плотника, и, чтобы облегчить положение семьи решил осуществить строительство нового дома своими силами. Моя мама поддержала его решение, но проблема заключалась в том, что дед Филипп к тому времени стал уже немощным стариком и на его помощь рассчитывать не приходилось. Поэтому ничего не оставалось как приступить все-таки к постройке дома. Запомнилось, что на протяжении всего этого периода посильную помощь ему оказывала только мать.
Вначале предполагалось строительство избы, включающей лишь одну жилую комнату. Однако по просьбе сестры мамы Таисии в окончательный проект дома была добавлена еще одна небольшая жилая комната. В то время тетя Таиса проживала у дочери на Украине, но ей хотелось иметь собственный уголок на своей родине.
Обстоятельства сложились так, что ее муж Сбитнев Василий не вернулся с фронта и ей пришлось воспитывать троих детей: Петра, Юлию и Вячеслава самостоятельно одной. Когда силы стали приходить в упадок, то ей потребовалась дополнительная помощь. За ней она могла обратиться только к уже повзрослевшим детям.

Старшие наследники откликнулись беспрекословно и от чистого сердца решили помогать ей материально в виде алиментных отчислений. Младший сын Вячеслав наотрез отказался от такой помощи. Истинные мотивы не известны до сих пор, но свое нежелание платить алименты он мотивировал тем, что его фамилия Сбитных, а не Сбитнев, невзирая на доводы, что при регистрации его рождения была допущена ошибочная запись.
Такой несуразности его родители своевременно не придали особого значения. Впоследствии на этом недоразумении Вячеслав по сути отказался от материальной помощи родной матери. Его поступок оказался горьким разочарованием для тети Таисы. Встретившись с таким отношением, отец не отказался от воплощения в жизнь своего замысла. Дополнительную небольшую комнату в построенном доме мы впоследствии стали так и называть тети Таисиной.
По времени так совпало, что старший брат отца Комиссаров Дмитрий Никифорович также решил улучшить свое жилище. Объединив свои усилия, они приступили к заготовке строительного материала. Проблема заключалась в доставке бревен из ближайшего леса. Правление колхоза для этого имело ограниченные возможности, а по правде говоря не желало оказывать помощь, действуя по принципу: «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих».
Родовое гнездо — подводные камни
После освобождения из заключения мой отец, имея на руках паспорт, подался в строители электротрассы Куйбышев – Москва. Она проходила недалеко от нашей деревни и добираться до объектов грандиозной стройки не составляло особого труда. В то время от строек и промышленного производства не могли отказаться многие жители деревни. Однако основная проблема заключалась в том, что до брежневских времен крестьяне не имели паспортов, без которых невозможно было устроиться на высокооплачиваемую работу.
Паспорт можно был получить в исключительных случаях и только после непременного согласия на это председателя колхоза. Крестьяне таким образом негласно были привязаны к колхозу и к земле. А это разве не проявление зачатков крепостного права, но только по-советски? Отец в то время практически не относился к членам колхоза. Поэтому на этой почве с председателем колхоза Сбитневым Евгением Николаевичем у него сложились трудные и неприязненные отношения, которые омрачали далеко нелегкое существование моей семьи.
Смотря сквозь призму времени, можно утверждать, что с тех пор мало что изменилось в деревенской жизни. Основной стимул стать руководителем также состоит в том, чтобы обеспечить свое безбедное существование за счет результатов коллективного труда. Тогда для этого необходимо было состоять обязательно в членах партии и предоставить определенную мзду вышестоящему руководству, то есть благотворителям.
По существу, председатель колхоза считал коллективное хозяйство своей вотчиной, а себя представлял в роли барина. От его милости зависело многое, так как он распоряжался немалыми материальными средствами и благами. Он мог карать и миловать, а его поступки из-за круговой поруки не подлежали сомнению, и они практически не могли быть обжалованы. Несмотря на то, что формально власть в деревне принадлежала председателю сельсовета, он не играл важной роли и «заглядывал в рот» своего могущественного коллеги.

Председатель колхоза мог любого жителя наказать или одарить благами, не забывая при любом удобном случае повысить «урвать кусок» для своего благосостояния. Председатель сельсовета в этом отношении имел достаточно ограниченные возможности, определяемые скудным государственным бюджетом, выделяемом на социальные нужды населения.
В то же время из этих средств после рассмотрения их в многочисленных инстанциях и непременного несанкционированного изъятия в его распоряжении оставались лишь крохи. Поэтому у него отсутствовали какие-либо масштабные возможности, что-то существенное присвоить себе. Приходилось довольствоваться лишь «крохами с барского стола».
В лице председателя колхоза мой отец нажил злейшего врага. По отношению к моему отцу его произвол и немилость проявлялись с завидной последовательностью. Так, например, запомнился случай, когда понадобилось привезти мох из леса для установки сруба дома. Зная, что от председателя колхоза, кроме оскорблений, отец ничего не получит, он обратился за помощью к соседу Габе. Тот пошел навстречу и согласился доставить мох на собственной корове.
Прознав о содеянном, председатель колхоза долгое время выяснял, кто же посмел без его ведома совершить такую дерзость. И только благодаря тому, что отец не использовал колхозный транспорт, а сосед оказался фронтовиком, потерявшим одну ногу, председатель наконец-то умерил свой чрезмерный и необоснованный гнев.

Ограниченные материальные средства, а также нездоровые отношения с председателем колхоза не позволяли отцу поставить строительство дома на твердую почву. Приходилось прибегать к разным подвернувшимся оказиям, чтобы обойти возникающие подводные камни и искусственно создаваемые препоны. Так, например, для доставки строительных материалов задействовались, так называемы колымщики. Тогда только они без оглядки на местное руководство могли предоставить свои услуги.
На этот случай у старшего брата отца дяди Мити имелся близкий знакомый шофер Паша, который периодически перегонял новые грузовые автомобили с Горьковского автозавода. При каждом удобном случае он прокладывал свой маршрут перегона с заездом дня на 2-3 в деревню. Благодаря этому появлялась вполне реальная возможность подвоза тех же строительных материалов, сена и оказания помощи, чтобы справить другие насущные деревенские потребности и надобности.
Даже подготовка нехитрого фундамента под новый дом проводилась скрытно, чтобы не вызвать очередную волну гнева председателя колхоза. Для этого была выбрана площадка сзади старой избы писаря. Тогда здание смогло вырасти бы почти незаметно для взора «доброжелателей». Потом на помощь по сборке сруба охотно откликнулись наши соседи. Коробка будущего дома была собрана за один летний светлый день. По установившейся традиции под красный угол дома была положена монета. Осталось возвести только крышу и провести отделку здания.
Из уст моего отца не раз слышал пословицу, что жизнь будет прожита не зря, если человек посадил дерево, воспитал сына и построил дом, которой он следовал с завидным упорством всю жизнь. На склоне лет он не преминул упоминать, что посадил прекрасный сад, достойно воспитал двух сыновей и построил неплохой дом. Нам в свою очередь завещал не «плыть по течению», а смело идти к поставленной цели, несмотря на то что встретиться немало желающих «вставлять палки в колеса».
Заключение
Таким образом, родовое гнездо — это не просто физическое пространство, это место, где живёт душа вашей семьи. Оно формирует нашу идентичность и помогает нам оставаться на связи с нашими корнями. Создание, развитие, бережное отношение и хранение своего родового гнезда относится к источнику вдохновения и счастья для вас и ваших близких. Будьте счастливы от своего родового гнезда!
А в чем суть вашего родового гнезда? Свое мнение оставьте в комментариях и поделитесь статьей в соцсетях.