крестьянская изба внутри

Родные пенаты — изба изнутри

Для меня родные пенаты — это не только изба внутри. Это целый мир воспоминаний, чувств и теплоты, связанный с запахами, звуками и даже цветами, которые вызывают ностальгию. Например, аромат свежевыпеченного хлеба или звук дождя за окном могут мгновенно перенести меня в детство, когда мы собирались всей семьей за столом, делились историями и смеялись. Это те стены, которые видели нас в радости и горести, те комнаты, где мы росли, мечтали и искали себя.

Я часто задумываюсь, что именно делает место «родным». Это могут быть воспоминания о праздниках, семейные традиции или даже маленькие ритуалы, которые мы выполняем каждый день. Например, утренний чай на кухне или вечерние прогулки по знакомым местам. Все это создает уникальную атмосферу, которая наполняет нас теплом и спокойствием.Каждый уголок нашего дома хранит в себе частичку нашей истории, и, возвращаясь туда, мы словно заново переживаем все самые важные моменты.

Слово родные пенаты может звучать несколько старомодно, но его суть остается актуальной и глубокой. Оно отражает целую эпоху, пропитанную традициями, устоями и образом жизни наших предков. В нашем быстро меняющемся мире, где так много перемен, важно находить время, чтобы возвращаться в родные пенаты, даже если это всего лишь в душе. Создавайте свои традиции, запоминайте моменты счастья и делитесь ими с близкими. Это придаст вам сил и вдохновения на новые свершения.

Содержание

Крестьянская изба — характерные черты

Традиционно крестьянские избы, как правило, строились из дерева, что было обусловлено доступностью этого материала в лесистых районах России. Деревянные бревна, обрезанные и уложенные друг на друга, образовывали прочные стены. Иногда, в зависимости от региона, использовались также камень и глина. Избы, построенные из этих материалов, имели свои характерные черты, но основа оставалась неизменной — природные компоненты.

Обычно крестьянская изба имела очень простую планировку в виде одного или двух помещений. Так, русская изба-четырехстенок не превышали 5-6 метров в длину и ширину. Окна состояли из двух половинок и были небольшими, что помогало сохранять тепло внутри. По фасадной стороне имелось три окна, а по одной из боковых — два. Входная дверь была массивной и плотной, чтобы защитить от холода и непогоды. Она располагалась примерно посредине стены помещения напротив фасадной стороны.

Русская печь была настоящим сердцем дома. Она служила как для готовки пищи, так и для обогрева всего помещения. Вокруг нее собиралась вся семья, и именно здесь разворачивалась жизнь крестьян. Для нее отводилось место в углу по левой или правой стороне от входной двери, у стены, в которой отсутствовали окна. Для дополнительного обогрева рядом с печью возводился подтопок. Все это огораживалось переборкой из досок и называлось печным углом, вход в который прикрывался занавеской.

Печь размещалась на мощном основании — «опечье», состоящим из 4-х дубовых столбов. Устье печи было обращено чаще к стене, противоположной входу и прикрывалось заслонкой. Со стороны входной двери печь имела «печурки», в которых сушили носки, варежки или рукавицы. Она также служила местом для отдыха, оборудованном для подъема приступками. На печи хранилась также заготовленная лучина и здесь же сушили валенки, непряденую шерсть и чесаный лен.

Крестьянская изба внутри как составную часть имела полати в виде настила из досок от боковой стороны печи до противоположной стены помещения. Их делали высокими, не ниже уровня плоскости печи. Там размещалась ненужная одежда и убирались на день постельные принадлежности. Полати служили местом для ночного отдыха и любимым местом для детей, откуда удобно было наблюдать за проведением праздников и других торжеств. Чтобы с полатей ничего не сваливалось их свободный край, как и у печи, ограждался невысокими перильцами.

изба изнутри

Крыша крестьянской избы, как правило, была двускатной, что позволяло снегу с неё легко скатываться. Такое классическое решение обладало простотой конструкции и эффективностью в использовании. Крыши раньше часто покрывали соломой или дранкой, что делало их легкими и экономичными. В некоторых регионах можно было встретить и более сложные конструкции крыш, но основная идея оставалась неизменной — защита от дождя и снега.

Неотъемлемой частью жилища были сени, которые примыкали обычно снаружи к входной двери. Они отделяли жилую комнату от крыльца. Название берет начало от старославянского слова «сень», которое означает навес, шатер, укрытие. В общем смысле следует понимать, что человек, ступающий с крыльца в сени, как бы попадает под покровительство, прикрытие и попечительство хозяев дома. Как правило, сени подводились под общую крышу дома и не перекрывались потолком. Тут же оборудовался лаз на чердак, который утеплялся соломой, сеном, сухой листвой и прочим. 

Для максимального сохранения тепла от печи жилое помещение от улицы отделялось не только сенями, но и крыльцом. Ему издавна крестьяне придавали необыкновенное значение, строили добротно и вкладывали особый смысл. Недаром пословица гласит: «Изба без крыльца – как птица без крыла». Оно представляло собой дощатый помост под навесом или без него перед входом в сени со ступеньками. Хозяева дома крыльцо всегда богато украшали резными столбиками, перилами, балясинами и ажурной резьбой.

Изба внутри — красный угол

В старой деревенской избе писаря явно присутствовали характерные черты, свойственные большинству крестьянских жилищ того времени. Мой отец Иван Никифорович обладал недюжинными способностями плотника-столяра, поэтому он составил свой проект нового дома.  Во-первых, несмотря на то, что фасадная стена дома имела 3 окна, одно из них относилось к смежной комнате тети Таисы. Во-вторых, по сравнению с традиционными окнами, имеющими две половинки, он использовал рамы в 1,5 раза шире с тремя частями. Наконец, проем входной двери от средины стены был смещен к одному из ее краев.

При закладке дома по распространенному обычаю под нижний венец каждого его угла подкладывали монеты. Испокон изба внутри, наравне с русской печью, имела красный угол, который занимал почетное место, поэтому под него была подложена более крупная монета. Для него было отведено место по юго-восточной стороне между фасадной стеной и левой боковой стеной дома. Он был хорошо освещен, так как свет проникал от окна фасадной и боковой стены.  

Важнейшей драгоценностью красного угла считалась божница с иконами. С потолка свисала подвешенная лампада, от которой в зажженном состоянии отражались блики на стеклянных рамках икон. У крестьян Саитовки наиболее почитаемыми считались иконы св. Николая Чудотворца (Угодника), св. Георгия Победоносца и св. Параскевы Пятницы. В красном углу обычно проходили ежедневные моления, которые давали начало любому важному делу, поэтому его называли еще «святым». К постоянным приверженцам религиозных молений относилась моя бабушка Екатерина.

изба внутри

На полках вблизи красного угла расставлялась наиболее роскошная домашнюю утварь, а за божницей для икон хранились самые ценные мелкие предметы, документы и бумаги. Важнейшее значение, как элементу мебели, отводилось столу, покрытому клеенкой. Возле него находилась скамейка. Стол стоял почти под божницей и на нем раскладывался хлеб после выпечки. В то же время он считался обеденным и письменным столом, за которым я и брат делали школьные домашние задания. После завтрака он нередко использовался отцом для раскладывания газет, журналов и приобщения к последним новостям.

Любимой газетой отца были «Известия». Для нас детей родители выписывали газету «Пионерскую правду», журналы «Юный техник» и «Юный натуралист». Отцу нравилась бумага, которая использовалась в газете «Известия». После прочтения газеты она использовалась им для самокруток, так как не вызывала проблем с горением. Качество бумаги газеты «Пионерская правда» значительно уступало, и она в основном была востребована, как туалетная бумага и для разных домашних нужд.

Частыми посетителями отца были его старший брат Дмитрий, друг детства Семен Колофоров и Федор Павлович — ветеринарный фельдшер, который в шутку называл себя как «Доктор овечий и человечий». В своих беседах они обсуждали последние новости и повседневные заботы. Гости были фронтовиками и, пройдя горнило прошедшей войны, охотно делились своими воспоминаниями.  Мы, слегка сдвинув занавески, наблюдали за ними с печи и внимательно слушали их рассказы о нелегких фронтовых испытаниях.

В красном углу за столом, как правило, отмечались все важные семейные события. Он становился неотъемлемым частью, как будничных трапез, так и праздничных застолий. С восприятием стола как дающей руки Бога, не одобрялось неуважительное отношение к нему. По сей день еще живы народные обряды и запреты, относящиеся к столу. Так, например, молодым людям лучше не сидеть на углу, чтобы в будущем обзавестись семьей. Дурной приметой считалось оставлять грязную посуду на столе, сидеть на нём, стучать столовыми приборами, втыкать в столешницу нож, садиться за него грязными, в верхней одежде и т.д.

Не менее важным запомнился такой обычай, что в первую очередь при входе в жилище посетитель снимал головной убор, крестился и поклонялся иконам в красном углу со словами: «Мир дому сему». По крестьянскому этикету принято было, что гость должен оставаться вблизи входной двери избы, не заходя за матку. Считалось крайне вызывающим самовольное вторжение в «красную половину» и могло расцениваться как оскорбление. Место в красном углу отводилось для важных и любимых гостей, а во время свадьбы — молодым.

Русская печь

Крестьянская изба внутри не могла обойтись без печи, которая играла важную роль.Она не только обогревала и оказывала неоценимую помощь в приготовлении пищи, но и служила местом сбора всей семьи. На ней можно было спать в холодную погоду, сушить одежду и травы. Печка — это душа и сердце всего дома, и она занимала почти четвертую часть жилища. Она протапливалась обычно в утренние часы, но, нагревшись, сохраняла тепло и обогревала помещение в течение суток.

В русской печи пекли хлеб и пироги, варили щи и кашу, пекли блины, тушили мясо, овощи, грели воду для скотины. Наряду с этим, она использовалась для сушки грибов и ягод, зерна и приготовления солода для кваса и пива. Оставленная в печи пища всегда оставалась горячей. Кроме того, в ней также сушили грибы, ягоды, зерно, а в отдельных случаях она заменяла даже баню, так как в ней парились. Во все времена печка была у крестьян неоценимым подспорьем, но ее приходилось топить не только зимой, а в течение всего года.

характерные черты

Русская печь не такое простое творение, как кажется с первого взгляда. Хорошей печке присуща высокая теплоотдача, как для выпечки хлеба, так и для обогрева жилища. Ее конструкция отличается массивностью, поэтому под нее создавался небольшой деревянный сруб (опечек), который служил фундаментом. Сверху этого сруба настилались расколотые на две половины небольшие бревна. Выложенный на них под печи не должен иметь наклона, иначе выпекаемый хлеб будет кособоким.

В памяти наших предков укоренилось мнение, что именно на печке ютится домовой. Накапливаемый мусор крестьяне редко выносили из жилища, а сжигали в печи. Они были уверены, что благодаря этому вся энергия остаётся в доме и она способствует приумножению достатка семьи. Иногда печь использовали для избавления от серьезных недугов.  Лекари прошлых времен были уверены, что вылечить болезнь можно, когда просто полежать на печке несколько часов. Также доказано, что приготовленная пища в печи более полезная, ибо она сохраняет все полезные витамины.

Замысел отца заключался в размещении печи на некотором отдалении от стены, чтобы от печного угла до входной двери создать отдельный проход. Тогда отпадала надобность проносить дрова и совершать другие действия, по обслуживанию печки, минуя основное жилое помещение. В этом проходе также были оборудованы приступки для удобного влезания на печку. Устье печи освещалось через окно с юго-восточной стороны. На противоположной стороне печи были оборудованы печурки для сушки рукавиц, варежек и носков.

С целью более лучшего обогрева жилища, от устья печи для отвода дыма был создан канал по ее периметру, заканчивающийся колпаком и дымоходом. Однако по какой-то причине такая конструкция оказалась неудачной и печка нещадно дымила. В последствие отец от своей затеи отказался и, чтобы не разбирать готовую печь, он сломал кирпичную перегородку, отделяющую непосредственно устье печи от дымохода с его задвижками. После такой переделки печка наконец-то перестала дымить и стала работать в привычном для нее режиме. 

Размещение печи влияло на обустройство всей жилой комнаты. Так, в моих родных пенатах входная дверь соединялась с жилым помещением проходом между стеной дома и печкой. В этом проходе на деревянной стене дома располагалась вешалка для одежды в виде деревянных колышков. Потолком прохода служили полати, доступ к которым осуществлялся со стороны печки. На полатях мы спали очень редко, но там хранились некоторые вещи и обычно дозревали собранные зеленые помидоры.  Печь и полати от жилой комнаты отгораживались цветными занавесками.

Постоянно прогретая в любое время печка была облюбована моей бабушкой. Подле нее оставалось место и для нас детей. Бабушка была интересной собеседницей. Она знала много сказок и небылиц, которые рассказывала нам перед сном. У нее всегда в запасе имелись для нас сладости в виде конфет и печенья, которое она называла малинками. Такими немудреными гостинцами она простодушно делилась с нами. Однако особую неприятность нам доставляли клопы, которых с колпака печки мы стремились вывести с помощью огня, но наши действия не достигали приемлемого результата.

Когда бабушка покинула нас и ушла в мир иной, печка стала местом отдыха меня и брата Ваньки. К одним из наших развлечение относилась игра, названная нами «ушко». В процессе этой игры мы брали друг друга за ухо и начинали легонько дергать. Усиленное дерганье за уши постепенно приводило к ощутимой боли и, когда она доходила до невыносимой, между нами начиналась заварушка, доходившая порой до слез и драки. Тогда, чтобы утихомирить не в меру расшалившихся детей наша мама Анастасия Филипповна  прибегала к испытанному средству воспитания ремнем.

Рабочее пространство

В Саитовке почти каждая изба внутри имела характерный признак в виде шеста, то есть бруса, вделанного в противоположные стены дома под потолком. Этот шест посредине, напротив простенка, подпирался двумя сохами. Второй шест одним концом упирался в первый шест, а другим — в простенок. Такая конструкция в зимнее время являлась опорой стана для тканья рогож и других подсобных операций, связанных с этим промыслом. Между сохами вплотную к печи примыкала полка, на которой крепился сепаратор.

Под рабочее пространство отводилась часть жилого помещения, которая служила нередко для размещения отцовского столярного станка. Запомнилось, что станок ему достался в качестве подарка от одного из старейших жителей деревни, был полностью дубовый и имел массивную конструкцию. Когда имелись заказы от жителей деревни на изготовление оконных рам, он приносил семье ощутимый доход. Мы же использовали станок и столярные инструмента в своих целях, например, для изготовления лыж.

На простенке фасадной стены между окнами в деревянной застекленной рамке размещались фотографии родственников, а выше висел черный круг громкоговорителя трансляционной сети. Посредине комнаты для освещения в темное время суток с потолка свешивалась керосиновая лампа с абажуром, которая значительно позже уступила место электрической лампочке. При таком освещении мы выполняли домашние школьные задания, а также осуществлялось тканье рогожи, отец выполнял столярные работы, подшивал валенки и прочее.  

изба внутри - красный угол

На этой же стене ближе к смежной комнате размещался электрический счетчик, под которым стояла металлическая кровать, на которой спали родители. Под кроватью отводилось место для хранения банок с вареньем и солениями и плодов тыквы.  Там же размещались мой и брата Ваньки небольшие деревянные сундучки, которые когда-то при поездках заменяли дорожные чемоданы.

родные пенаты

В наших закромах хранились обычно открытки, почтовые марки, вырезанные из журналов картинки, этикетки со спичечных коробок, наклейки от бутылок и другие нехитрые детские пожитки, а также мелкие игрушки. Наравне с этим, мне нравились опустошенные флаконы от духов и одеколона, которые я усердно собирал. Зная мою увлеченность, мой брат нередко предлагал их мне в обмен на что-то другое. В моем сундучке для этих предметов всегда находилось место.

На смежной стене с комнатой тети Таисы над кроватью также в застекленных рамках заключено было множество фотографий. В эту комнату вела дверь между кроватью и полатями. Смежная комната использовалась семьей как склад для вещей. В зимнее время она не отапливалась, а летом служила пристанищем для гостей, приезжающих в деревню из города.

Другой кроватью служила небольшая кушетка, которая стояла вдоль левой стены от красного угла. В то же время, она использовалась при тканье рогожи вместо подставки для вдевания основы из мочала в бёрда. Потом на ее месте была установлена тумбочка под старенький телевизор «Рекорд», подаренный двоюродной сестрой Аней. Несколько деревянных табуреток, изготовленных самостоятельно отцом для гостей предоставлялись гостям и посетителям дома.

рабочее пространство
изба внутри - печной угол

Несмотря на простоту, родительская изба внутри отличалась уютом и создаваланеповторимую атмосферу домашнего тепла и уюта. Она вызывает отрадные воспоминания и связана с беззаботными годами детства.

Изба внутри — печной угол

В крестьянской избе печной угол, в отличие от остального пространства помещения, считался грязным местом и под него даже монету не клали. Он слыл как угол домового, поэтому деревенские жители стремились его всячески отделить от остальной части жилища пестрой занавеской, высоким шкафом или деревянной переборкой. Тогда печной угол становился небольшой комнаткой, иногда называемой «чуланом» или женским бабьим углом. В него заходить без надобности возбранялось даже мужчинам своей семьи. Появление же там постороннего мужчины вообще считалось возмутительным.

Печной угол служил для приготовления пищи. Под печкой или у нее стояла кочерга, ухваты, сковородник, помело. Кочергой разравнивались горячие угли и выгребалась зола из печки. Ухватами подцеплялись пузатые чугуны и с помощью круглого катка отправлялись в печной жар. Сковородником удерживались сковороды над углями, на которых жарилась приправа для щей и пеклись блины. В виде помела обычно использовалось крыло птицы и им выметался под печи для размещения на нем караваев хлеба непосредственно или в плошках.

сени

Возле печки было отведено место для утиральника и рукомойника. Под ним стояло ведро для сбора грязной воды. Здесь же располагалась судная лавка (судно) с полками, которое также использовалось в виде кухонного стола. На стенах висели шкафчики и полки для нехитрой посуды: глиняных горшков, мисок, ложек, ковшей, чашек. Под потолком был установлен печной шест для просушивания разного тряпья. Для удержания тепла топка печи прикрывалась металлическим заслоном.

Выступающая часть печки перед отверстием топки называлась «шестком». На нем всегда стоял чугунок с теплой водой для отмывания посуды. Ниже шестка пространство под печкой использовалось для хранения кухонной утвари и корзины с яйцами. Под печкой неизвестно откуда появлялись и обитали черные неповоротливые тараканы, которые с наступлением темноты выползали наружу. Запомнилось, когда на них случайно наступали, слышался громкий хлопок.

Наша изба внутри отличалась тем, что печной угол для дополнительного обогрева комнаты имел подтопок с плитой. Его дымоход посредством трубы из жести, имеющей задвижку, соединялся с колпаком и дымоходом печи. Плита предоставляла удобства для нагревания чайника и приготовления пищи «на скорую руку». Мне всегда нравилось наблюдать в приоткрытую дверцу топки, как сжигаемые дрова превращались в горящие угли, а затем покрывались белесым налетом.     

Печной угол был также  оборудован лазом в подпол, где хранилась картошка, морковь, свекла и другие овощи. В летнее время там расставлялись горшки с молоком, чтобы оно быстро не скисало и молочные продуты. Пол в дальнем углу под печкой соединялся с подполом специально сделанным отверстием для котов и кошек. Они, без труда проникая в подпол, позволяли избавляться от вездесущих мышей. В нашей семье предпочтение отдавалось трехцветным кошкам, которые по народному поверью приносили счастье в дом. Я же был неравнодушен к котам и кошкам любого цвета, в том числе и к рыжим.

застекленная веранда

Крестьяне проявляли особую заботу и уход за скотиной, так как от нее имели множество бесценных продуктов для своего быта. Из молока получали сметану, творог и масло. Овцы поставляли шерсть для носков, варежек и грубой шерстяной ткани, а овчина шла на полушубки и тулупы. Мясо свиней, кур и гусей засаливалось впрок для зимних запасов и варили из него щи. Наряду с сеном, скотина каждый день требовала пойла, которое готовилось в печи.

Двор защищал скотину от непогоды, но был необогреваемым. Для того, чтобы как-то обогреть скотину внутри двора сооружался хлев из бревен. Однако накопленного в нем тепла было далеко недостаточно для нарождающегося потомства. Поэтому в студеный зимний период в печном углу также содержались теленок, поросенок, козлята, ягнята и другая живность. Конечно, такая обстановка не доставляла уюта и комфорта, но вынуждала с этим мириться. 

Наконец, по народному обряду будущая невеста во время сватовства должна была все время пребывать в печном углу и слышать весь разговор. Во время смотрин она выходила нарядно одетая из-за печной занавески для знакомства с родителями жениха. В том же месте невеста ожидала жениха в день отъезда под венец. Покидание печного угла и выход невесты в красный угол воспринимался как уход из дома и прощание с ним. В печном углу женщины также рожали детей и кормили их грудью, скрываясь за занавеской от посторонних глаз.

Сени дома

При входе непосредственно в избу посетители не могли миновать пространства, называемого, как сени дома. Они дополнительно пристраивались для удержания тепла в жилище. Сени и отапливаемое жилое помещение дома разделялись высоким порогом, который препятствовал проникновению холода в жилище. В дополнение к этому, по сложившейся многовековой традиции каждый гость обязан был поклониться при входе в дом. Поэтому чтобы не удариться головой о косяк, посетитель, перешагивая высокий порог, так или иначе склонял голову.

Сени дома в моих родных пенатах были выстроены из оставшихся бревен от старой избы, но не содержали потолка. Это помещение по одному торцу соединялось дверью с двором для скотины, а с другого торца дверь вела на застекленную веранду. С помощью приставной лесенки осуществлялся доступ к чердачному помещению, называемому в Саитовке еще иставкой. На чердаке хранились заранее заготовленные веники и метелки, старые, отходившие свой срок предметы, которые жалко было выбросить.

Сени с домом были подведены под одну крышу и включали два чулана из досок. В чулане для продуктов стояло два ларя для муки, пшена, и других круп. В мешках хранилась соль, сахар, иногда мука и корм для кур. Содержимым массивных дубовых кадок являлись соленые огурцы, грибы, квашеная капуста, соленое сало и мясо. На полках ждали своего часа различные стеклянные емкости для заготовки продуктов на зиму, глиняные горшки для молока, корыто для просеивания муки, решето и сито.

Запасы свежих постельных принадлежностей, белья и одежды содержались в отдельном чулане в нескольких больших сундуках. Приставленные один к другому, они создавала нечто лежанки для отдыха в летнее время. На полках, прикрепленных к бревенчатой стене, покоились книги и журналы. Лучи солнечного света в тот и другой чулан проникали через небольшие окошечки.  

Изба внутри — застекленная веранда

Считается, что слово «веранда» в Россию пришло, но до сих пор не имеет конкретного значения. В одном случае веранду и террасу считают практически синонимами, в другом — к веранде относят только застекленные террасы. Наконец, терраса считается более общим понятием и к ней относят не только веранду, но беседку, балкон и даже крыльцо. Тем не менее это помещение надежно защищает от атмосферных осадков, холода, жары и ветра, если оно имеет остекление.

Примитивная застекленная веранда в нашем доме примыкала к сеням и отделялась легкой дверью от крыльца под навесом. Внутри нее была оборудована небольшая мастерская с прочно закрепленным верстаком. На ней хранились как столярные инструменты, так и сельскохозяйственный инвентарь. Развешанные пучки сушеных целебных трав соседствовали с керосиновыми емкостями на полу и несколькими ящиками с рухлядью и принадлежностями повседневного обихода.

Застекленная веранда, как и крыльцо со ступеньками не отапливались, но составляли единое целое. Крыльцо первым встречало посетителей и по нему судили о людях, обитающих в доме. Оно содержалось в чистоте, воплощало радушие, гостеприимство и готовность встретить любого хлебом-солью. В летнее тихое время на крыльце нередко вечерами после повседневных забот собиралась вся семья, гости и соседи. Отсюда они наблюдали за закатом солнца и прощались с уходящим светлым днем, делясь своими впечатлениями и историями.  

Заключение

Таким образом, крестьянская изба внутри и снаружи — это не просто набор предметов, а целый мир, который хранит в себе историю, образ жизни и дух нашего народа. Каждая деталь, каждая вещь рассказывает свою историю и создает атмосферу тепла и уюта, которую мы так ценим. Вникая в её характерные черты, мы лучше понимаем, как жили наши предки, какие ценности они носили в себе и как их опыт продолжает влиять на нас сегодня.

А каковы ваши родные пенаты? Что они для вас значат? Оставляйте свои впечатления и истории в комментариях! Расскажите, что для вас значит крестьянская изба и не забывайте делиться информацией в соцсетях.

Оставьте комментарий

Пролистать наверх