формы воспитания детей

Воспитательный процесс

Воспитание можно сравнить с искусством. Процесс воспитания — это комплекс мероприятий и действий, направленных на развитие и социализацию ребенка. Он включает в себя как формальное образование, так и неформальное обучение в семье и обществе. Одним из ключевых моментов воспитания является создание безопасной и поддерживающей атмосферы. Дети учатся не только на словах, но и на примере, поэтому взрослые должны помнить, что они служат образцом для подражания.

Воспитание начинается с семьи, которая является важной составляющей воспитательного процесса. В семье закладываются основные ценности, нормы поведения и отношения к окружающему миру. Родители — это первые учителя, которые формируют у детей представление о добре и зле, о том, что такое ответственность и забота о других. Ключевым элементом является взаимодействие между взрослыми и детьми.

Задача взрослых — научить ребенка быть человеком, заботиться о детях, чтобы они уважали своих родителей и старших. Признанная христианская традиция берет начало из того, что родители в воспитании детей в первую очередь несут громадную ответственность перед Богом. При этом методы физического наказания не выделяются среди других способов, но не осуждаются и не предписываются.

Содержание

Воспитание ремнем

Дети должны нести ответственность за свои поступки. В противном случае из ребенка вырастет человек, не приспособленный к жизни или в худшем случае преступник. Если ограничиться только одними разговорами, то дети рано понимают, что им ничего не грозит.  С болью человек встречается на протяжении всей жизни, поэтому считаю, что на процесс воспитания она должна оказывать положительное воздействие. В то же время на пути взросления боль не воспринимается, если отсутствует неиссякаемая родительская любовь.

Физическое наказание родители используют, чтобы добиться послушания, научить ответственности и привить детям определенную линию поведения. Почти половина россиян считают, что, когда до детского сознания не доходят слова и убеждения, то воспитание ремнем является вынужденной, но необходимой мерой.  Утверждение «нас родители били, и мы выросли нормальными» до сих пор находит подтверждение и отклик во многих семьях. 

Мои родители к такому методу воспитания прибегали нечасто, но целиком и полностью его не исключали. Больше всего в воспитательном процессе обращалось внимание на рассмотрение конкретных примеров из поведения жителей деревни.  Для родителей важно было, чтобы мы приходили к верному пониманию и глубокому осознанию совершаемых неблаговидных поступков. Это приносило свои плоды, но за легкие шалости получали и ремнем, о чем через день-другой забывали.

Процесс воспитания потомства в виде телесных наказаний используется не только в человеческом обществе, но и в природе, что является вполне естественным. Так, например, мама-кошка кусает и бьет котят, если они сопротивляются, когда она их вылизывает. Мать медведица непременно накостыляет медвежонку, если он сделает попытку погулять в одиночку. В этом случае животные создают у своих детенышей прочную связь между физической болью и непослушными действиями.

В жилой комнате нашего дома от кухни до входной двери между стеной и печкой был небольшой проход. Печь стояла как бы посреди помещения и ее можно было обойти или обежать по кругу. Поэтому, когда мы с братом начинали чрезмерно шалить, то мать бралась за ремень, чтобы отхлестать нас. От ударов ремнем мы спасались бегством вокруг печки, но так, что впереди бегущий создавал всякие препятствия следующему за ним. Благодаря этому под большинство ударов ремня попадал тот, кто находился ближе от него.

процесс воспитания

Наказание за более существенные поступки возлагалось на отца, который был потомком Карюхина и мог вспыхнуть как порох. Поэтому мать, как более снисходительная женщина, ограждала нас от его неуемного гнева и оплеух, оставляя право воспитания лишь за ремнем. Такая ее позиция основывалась на том, что от ремня не могут возникнуть серьезные телесные изъяны. В качестве убедительного довода она в пример всегда ставила его сестру Елену, сделавшую по несдержанности свою дочку Аню инвалидом.

Глубоко в памяти врезался случай, когда я как-то по глупости проболтался, что у брата в тетради появились «гусятки», то есть плохие оценки. К нашей успеваемости родители относились трепетно, поэтому для брата последовало немедленное воспитание ремнем. Имея перед глазами наглядный пример, я всячески пытался уклониться от такого воспитания, но не всегда это удавалось. К слову сказать, за такие промашки я получал ремня даже больше и чаще, потому что учеба мне давалась труднее, чем ему.

Однако тогда меня удивило то, что в следующий раз брат безропотно решил понести наказание, не стал хитрить и честно признался отцу, что провинился. Видя такое отношение, отец проявил родительскую теплоту и не стал применять телесное наказание, ограничившись только нравоучением. Скорее всего, сработала старая пословица,  что повинную голову меч не сечет.

Процесс воспитания — жесткие методы воспитания

Родителям всегда кажется, что их отпрыск является идеальным, а в происходящем виноват другой ребенок, что нередко вызывает эмоциональные чувства. Потом у многих из них возникает признание, что наказание с их стороны действительно часто оказывается не мерой воспитания, а ответным откликом на моральную обиду, которую нанес ребенок обидой или плодом их плохого настроения и усталости. Поэтому жесткие методы воспитания со стороны взрослых могут обернуться бедой.

Нередко многие вмешиваются, когда, по их мнению, чужие дети ведут себя недоброжелательно или неделикатно. Уверенные в своей правоте родители идут «напролом», не оценивая объективно ситуацию. В таком случае, правомерно полагаться не на свои эмоции, а руководствоваться трезвым рассудком. Кроме того, следует помнить, что это чужие дети и физическое вмешательство посторонних здесь неуместно, и от несоизмеримости которого ребенок может получить травмы.

В раннем детстве как-то я и Стаська Березин поддались на поддразнивание моего брата Ваньки, влезли в лужу и промочили обувь. Вблизи случайно оказалась мать Стаськи Лидя Березина. Она решила наказать смутьяна, и погналась за Ванькой. Вскоре догнав его, она надрала ему уши и начала бить по голове. Случившееся зрелище попало в поле зрения Бориса Галкина. Он попытался пресечь действия разгневанной и разгоряченной женщину, воскликнув: «Уймись, волчица! Это же ребенок!». 

Однако слова на нее не подействовали. Накопившаяся злоба затмила ее сознание, и она продолжала драть малолетку за уши и наносить оплеухи. Наконец-то мальчишка каким-то образом сумел убежать от негодующей обидчицы. Напоследок она известила об этом мою мать, которая окучивала картошку, у которой было желание ударить ее тяпкой. После такого жесткого метода воспитания на голове у брата долго еще оставались отметины от побоев, свидетельствующие о том, что у матери Стаськи на руке было кольцо.

Несомненно, ребенок виноват и процесс воспитания нужен был, но далеко не в такой извращенной форме. Другой случай запомнился тем, что мы гурьбой перебегали дорогу вблизи движущегося автомобиля. Остановив автомобиль шофер Борис Князев поймал одного из нас и в запале надрал уши.  Мы прекрасно понимали, что совершили совсем нешуточный поступок и заслужили вполне справедливого наказания. Родители могли расценить нашу выходку по-разному, поэтому, чтобы не получить дополнительную трепку мы промолчали о ней.

Тем не менее, физическое наказание от взрослого чужого человека, даже очевидное и разумное в состоянии вызывать у детей долговременные отрицательные эмоции. В подавляющем большинстве случаев дети абсолютно немощны перед взрослыми. Здесь следует различать тонкую грань, когда, с одной стороны, уместно сделать ребенку замечание, а, с другой стороны, потоптаться над беззащитным, чтобы ублажить свое тщеславие и самолюбие.

Процесс воспитания — жестокость в воспитании

В жизни бытует утверждение, что перед тем, как критически относиться к чужим детям следует стремиться вырастить и воспитать своих безупречно. По этому поводу в евангелии, а также народная поговорка гласит, что у брата и «соринку» видим, а у себя и «бревна» в глазу не замечаем.  Порой дети ведут себя не примерно, что никоим образом не оправдывает жестокость в воспитании.

Жестокому воспитанию присуще физическое или рьяное насилие по отношению к ребенку.  Крайним проявлением насилия является его избиение. В этом случае по сути взрослый человек устраивает самосуд над ребенком.  Проводить какие-либо «разборки» с чужими детьми неприемлемо и возмутительно. Все претензии к ребенку и «разговоры по душам» допускаются только с родителями.

 Если в отношении ребенка совершается травля или открытая агрессия, то долг родителей встать на его защиту, и он должен быть уверен в их опеке. Грубых хамов и неадекватных людей всегда хватало, поэтому, кроме родителей, детей от них никто не защитит. Такое, казалось бы, безобидное наказание, как трепка ушей наносит детскому сознанию непоправимый вред.  Ребенок испытывает нравственные страдания, испуг, чувство неловкости и стыда перед своими сверстниками, на глазах которых происходит избиение.

Как-то мой друг Сашка Петяшин раздобыл пустую бутылку, чтобы сдать ее в магазин и получить свои заветные 12 копеек. Вблизи магазина ему повстречался Степка Пирожков, который был старше его, и отобрал посуду. Этот случай стал известен среди моих сверстников. В одно удобный момент мой старший брат Ванька встретив Степку у магазина, хотел восстановить справедливость, сказав ему, чтобы тот вернул деньги за посуду Сашке. Свидетелем такого разговора оказался его отец Пирожок. Он погнался за Ванькой, что наказать его, но тому в этот раз удалось убежать.

Затаив злобу, Пирожок появился в сельском клубе перед детским сеансом кинофильма, надеясь там встретить обидчика своего сына. Он был уверен, что на детском сеансе малая вероятность повстречаться со взрослыми, а дети не окажут ему достойного сопротивления. Его надежды оправдались и, несмотря на то, что его рост был «метр с кепкой», он был все-таки взрослым мужчиной. Поэтому он на виду у всей детворы тут же из хулиганских побуждений умышленно приступил к нанесению побоев и трепке ужей чужому ребенку.

Мужчина, находясь в окружении детей, вполне осознавал, что они не в состоянии противостоять ему, но, несмотря ни на что, положился на свою силу и решил проучить виновника. Пирожок, используя зацепку и повод, применил насилие и неприязнь к малолетнему, применив насилие безосновательно. В тот момент ему по барабану были существующие законы и  Конституция, согласно которых никто не должен подвергаться насилию, жестокому или унижающему обращению.

Напоследок хочется с благодарностью отметить, что мои родители никогда не использовали жестокость в воспитании к нам. Они предпочитали убедить ребенка сначала словами, а если нравоучение не воспринимались должным образом, то на помощь тогда приходил ремень. В то же время, они никогда не применяли грубых насильственных действий в отношении малолетних и не поднимали руку, тем более, на чужих детей.

Заключение

Таким образом, процесс воспитания — это не просто набор правил и указаний, это целая система, которая формирует личность ребенка. Каждый ребенок уникален, и подход к его воспитанию должен быть индивидуальным.  Важно находить баланс между авторитарным и демократическим стилем воспитания. Иногда легкий шлепок по попе или подзатыльник просто необходим. Дети это запоминают гораздо лучше, нежели родительские объяснения. В то же время, дети должны ощущать любовь, поддержку и защиту родителей.

Воспитание — это путь, полный вызовов и радостей. Давайте создавать мир, в котором дети будут счастливы и успешны! Что вы думаете об этом? Какие методы воспитания вы считаете наиболее эффективными? Делитесь в комментариях!

Оставьте комментарий

Пролистать наверх